Не станет ошибкой предположение, что любой сторонний
наблюдатель за происходящим в Мурманской области не
выстроит точную картину происходящего. А главное не
сможет выявить те базовые причины, которые рушат систему
стабильности положения и буквально уничтожают элементы
согласия и диалога внутри региональных элит.
В конце октября прошлого года в газете "Норд-Весть
Курьер" была опубликована статья под названием "Зачистка"
политического ландшафта". В ней высказывалась гипотеза
развития ситуации в области. Суть ее сводилась к следующему
любой конфликт рано или поздно должен быть решен.
Вариант разрешения ситуации предполагал мобилизацию
губернаторской команды и создание своеобразной "кризисной
команды", которая собирается не ради наказания политических
оппонентов как таковых, а для победы на предстоящих
выборах губернатора. Прогнозировалось, что весной
2003 года начнется "зачистка" оппозиции с преобладанием
элементов "психологического подавления". Начнется
война компроматов и информационных войн.
В целом жизнь показала, что эти прогнозы подтвердились.
За исключением одного, представители исполнительной
власти оказались более гибки и не пошли на явно силовые
методы, ограничившись господством в информационных
баталиях.
Следует прямо сказать, была недооценена гибкость "политика"
Евдокимова, готового пойти на самые неожиданные шаги,
в том числе в части реорганизации своей команды и
приглашения в нее новых людей, имеющих статус если
не лидеров, то идеологов оппозиции.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ
Суть любой информационной войны заключается в решении
элитными группами своих проблем и интересов с помощью
политических персон, политических и псевдополитических
структур, медиа-ресурсов и всего другого, что есть
под рукой и в собственности этих элитных групп.
Публикация таких опусов, как "Похмельный синдром"
в газете "Известия", либо показ видеофильма о группе
"Народный депутат Мурмана" в эфире одного из телеканалов
есть пример информационной войны.
С другой стороны, деятельность Интернет-сайта "Северный
Оракул" тоже зримый пример такой войны.
Что мы имеем практически за год информационных баталий?
Снижение рейтинга всех ветвей власти - раз. Разбалансированность
управления общественными процессами - два. Дезинформационный
беспредел - три.
Приведем слова журналиста Виталия Третьякова: "Пропаганда
- мощнейшее оружие в мировой политической жизни… Она
может скрывать и снивелировать многие проблемы и грехи
большой политики. Не может она скрыть только одного
того, когда политика является сплошным грехом, сплошной
ошибкой, сплошным провалом. Тогда из Ее Величества
пропаганды она автоматически превращается в Ее Ничтожество
пропаганду".
К чему мы привели эти слова? А вот к чему. Власть
должна быть всегда ответственна. Она не может позволять
превращать себя в обычного базарного шулера или превращаться
в "держиморду", который считает, что мускулы важнее
мозгов.
Чтобы нам ни говорили, мы убеждены: власть обязана
просчитывать свои шаги. И власть обязана нести ответственность
за свои шаги, за свои совершаемые ошибки!
Так, например, в случае взаимоотношений исполнительной
власти и группы "Народный депутат Мурмана" можно было
избежать конфликтов? 100 процентов - да, но при условии
стремления к этому. Вместо этого мы стали свидетелями
соревнования идеологов, каждый из которых доказывал
свою правоту и вообще не замечал аргументов противоположной
стороны.
В результате мы вдруг оказались в опасной близости
столкновения "идеологических айсбергов". Одна сторона
нам вещала, как все хорошо и отлично в регионе. Другая
- как все плохо до безобразия. А сопутствующие факторы,
одним из которых явилась болезнь мэра Мурманска Олега
Найденова, привели дополнительных игроков в информационное
поле и тем самым запутали ситуацию окончательно.
В результате мы имеем в области не просто болезненный
характер общественного восприятия процессов, но деструкцию
этих процессов. Когда не только простой гражданин,
но уже и элиты, и ее первые лица не могут разобраться,
где правда, где ложь. И сколько этих самых вариантов
правды?
Может, пришла пора ставить точку? Может, пора переходить
к "интеллектуальным баталиям"?
Но это очень непросто сделать. Ибо сваренный "бульон
конфликта" содержит огромное число бактерий, которые
бурно размножаются в благодатной для них обстановке.
И в этом бульончике вольготно себя чувствуют и чиновники
исполнительной власти, и оппозиционная тусовка, и
прочий странный люд, кормящийся здесь.
Как вылить этот бульон и сварить новый суп? Положительного
ответа пока нет. Но даже если вариант ответа и есть,
то он либо очень плох, либо просто плох.
При этом хочется того или нет, но исполнительной власти
придется научиться отвечать на неудобные вопросы.
И первая группа этих вопросов что происходит с областью,
почему она в провале, почему не наблюдается экономический
рост при сохранении достаточно мощного промышленного
потенциала?
Ради объективности следует сказать, что информационная
война имела пусть небольшой, но и положительный опыт.
Восемь лет понадобилось губернатору, чтобы понять
необходимость иметь в своей структуре информационно-аналитическое
управление, без наличия которого просто невозможно
уяснить, где мы находимся и что будем делать.
Еще больше времени понадобилось для того, чтобы начать
отстройку информационного пространства, выработку
собственной информационной политики, формирование
блока общественной политики.
ТРЕТИЙ ГУБЕРНАТОРСКИЙ
Вопрос о третьем сроке губернатора будет оказывать
серьезное воздействие на дальнейший ход развития ситуация
в области. Ответа на этот вопрос до сих пор не получено.
Хотя всем сторонам очень бы хотелось иметь однозначный
ответ.
И, видимо, понимание о третьем сроке сложится где-то
в конце поздней осени либо в начале 2004 года. Если
команда губернатора не примет решение перенести выборы
на декабрь 2003 года.
Вопрос, может или нет Юрий Евдокимов баллотироваться
на третий срок, принимает уже не юридический, а политико-этический
характер.
Напомним, что коллега Евдокимова питерский губернатор
Владимир Яковлев от третьего срока отказался. Правда,
после слишком явного публичного намека главы президентской
администрации Александра Волошина. Тот призвал брать
пример с президента В. В. Путина, которому Конституцией
определено всего два срока и который ни разу не высказался
о намерении занимать должность более двух сроков.
Интересно и публичное заявление полпреда Валентины
Матвиенко, прокомментировавшей решение Яковлева. Из
ее уст поступок Яковлева был оценен как гражданский
поступок: "Как гражданин он исполнил свой долг, показав,
что закон есть закон независимо от того, губернатор
ты или простой гражданин".
Интересно, а как поступит Юрий Евдокимов?
Пойдет ли он своим путем и таким образом вступит в
противоречие с ходом мыслей "старших товарищей", или
решит по примеру Яковлева стать "законопослушным гражданином"?
Правда, у Юрия Евдокимова есть и третий путь, ранее
им уже высказанный пусть все решит избиратель.
Может быть, следует ставить вопрос о проведении областного
референдума, который поставит точку в вопросе о третьем
губернаторском сроке? Поживем - увидим…
В любом случае выборы губернатора области должны стать
выбором и личности с определенным политическим лицом,
и выбором концепции развития региона. Сырьевой или
инновационной… Развивающейся модели или стагнирующей…
Интегрирующейся в межрегиональный экономический обмен
или нет…
Все прочие заявления от лукавого.
Очень многое в выборе губернатора будет зависеть от
региональных элит. Пока они "зависли" в молчании…
Пытаются вступать в кулуарные переговоры, о чем-то
договариваться…
Но без публичного озвучивания своих позиций - через
политические партии, СМИ, отдельных публичных политиков
- обойтись нельзя. Ибо все эти договоренности зачастую
не имеют никакой легитимности и нарушаются очень спокойно
и просто.
Думаем, что общественности вновь необходимо обсудить
возможность возврата к демократической процедуре выборов
губернатора. И здесь речь должна идти о восстановлении
двухтурового голосования.
В свое время закон был влегкую изменен прежним составом
областной Думы, несмотря на протесты общественности.
Кстати, самым яростным протестантом тогда явился Конгресс
женщин Кольского полуострова.
Восстановление двухтуровых выборов это возврат к демократической
процедуре избрания высшего должностного лица, его
легитимности в глазах населения и элиты в целом.
МАНДАТ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
Избрание депутата-одномандатника как защитника интересов
региона это "сказка, рассказанная ночью". Кто бы ни
был избран депутатом, реализовать он сможет (да и
то если хорошо постарается) лишь свои амбиции, но
не интересы региона.
Слишком многочисленна наша Государственная Дума, слишком
она кастова, чтобы учитывать интерес одного депутата-одномандатника.
Опыт работы депутатов-мурманчан свидетельствует о
том, что решение вопроса в интересах нашего региона
прямо пропорционально политическому весу депутата.
И за исключением бывшего министра иностранных дел
Андрея Козырева, Мурманск не делегировал в центр "политиков-тяжеловесов".
Наоборот, все явнее становится тенденция превращения
депутатства в "тихую заводь отставников".
Господа Мананников, Побединская, Чернышенко ничем
себя в Государственной Думе не зарекомендовали. У
безвременно погибшего Геннадия Лузина был шанс реализовать
свой потенциал, но жизнь распорядилась иначе. Депутат
Гусенков также имел такой шанс, но болезнь не позволила
этого.
Качественно выше потенциал у нынешнего депутата Валентина
Лунцевича, и то благодаря особым связям с нефтяниками.
И на этом фоне мы хотим защиты интересов региона,
дополнительных трансфертов, лоббирования региональных
проектов? Но дай Бог нашим депутатам добраться раз
в пять лет до микрофона в зале заседания и получить
слово. Ничего другого от них уже никто не ждет.
Отсюда при выборе депутата в Думу очень важное значение
приобретает наличие личных лоббистских качеств, вхожесть
в высокие кабинеты власти и бизнеса.
В ином случае депутат превращается в пресс-секретаря,
что и произошло с Игорем Чернышенко, озвучивающим
(правда, в своей интерпретации) все решения Государственной
Думы, все проекты, за минусом личной, индивидуальной
работы.
Конечно, популизаторство парламентской жизни хорошо,
но хотелось бы знать о личном вкладе депутата. А результаты
голосований навевают лишь скрытый пессимизм…
Следующее требование к кандидату его отношение к политической
партии и желание партии, ее центральных органов поддерживать
этого человека. Ибо сегодня решение в Государственной
Думе самого элементарного вопроса без поддержки партийной
фракции или группы невозможно. А вот здесь у нас паноптикум,
потому что два наших претендента Чернышенко и Лунцевич
- относятся к одной партии - "Единой России" (но во
фракции не состоят). И кого будет поддерживать партия
в случае выделения на область одного мандата, еще
не известно, хотя многие склоняются к тому, что это
будет депутат Чернышенко.
Последнее требование вхожесть в региональную элиту.
Умение наладить отношения с ней и взаимодействовать.
Понятно, что спонсоры избирательной кампании всегда
имеют "право первой ночи", но и забывать, что существуют
другие, тоже негоже.
На сегодняшний день можно предположить, что выборы
2003 года продемонстрируют схватку не личностей, но
политических партий и групп.
Самый мощный конфликт пойдет по линии "партия власти"
("Единая Россия", Народная партия) Компартия (союз
Зюганова и Березовского). Приведем здесь выдержку
из аналитического доклада мурманского Центра социальных
и правовых исследований: "Особую обеспокоенность вызывает
информация о формировании на федеральном уровне антипрезидентского
"губернаторского блока". При этом публичной фигурой
блока станут так называемые коммунно-патриотические
силы. Мурманская область пока входит в список регионов,
не отличающихся особой лояльностью федеральной власти.
Учитывая, что мурманское отделение "Единой России"
вряд ли может самостоятельно противодействовать коммунистам,
а ее лидеры, назначенные из Москвы, реальным ресурсом
управления не обладают, федеральный центр сделает
особый упор на повышение политического статуса отделения
Народной партии как "смотрящей силы" в регионе. Актив
Народной партии будет ориентирован на противодействие
планам победы блока Зюганова - Березовского в Мурманском
регионе".
РазДумье…
Конфликт двух ветвей власти исполнительной и законодательной
- налицо. Можно сколько угодно заниматься поиском
виновников этого, вопрос в другом что будет дальше?
Убеждены, ни одна из сторон конфликта не имеет права
говорить о собственной непогрешимости. И каждый из
участников процесса должен разделить ответственность.
Существует золотое правило элиты недопущение превращения
межэлитного конфликта в конфликт общегражданский,
с подрывом всех устоев. Если представители какой-то
из элит исповедуют этот принцип, они безответственны
и опасны для общества.
В то же время ошибочно понимаемый принцип стабильности,
с укреплением режима личной власти и подавлением устоев
гражданского общества, является зеркальным отображением
все той же безответственности. И здесь тоже присутствует
скрытая угроза.
Наличие оппозиции в лице депутатской группы "Народный
депутат Мурмана", в лице Народной партии болезненно
воспринимается властью, что и понятно.
Но демократия ничего лучше, чем инструментарий "власть
- оппозиция", еще не придумала.
И, следовательно, надо не публично конфликтовать,
впадать в стресс и депрессию, а затем передавать это
состояние обществу. Надо учиться вести переговорный
процесс, вступать на тропу компромисса.
Губернатору и его команде, депутатскому корпусу, активистам
партий надо учиться новым технологиям политического
процесса…
Необходимо отказываться от "лозунгового кича", переходить
к концептуальному осмыслению общественных ожиданий.
Ибо громкие слова, заявления есть суть "политического
шоу", но не работы.
Кстати, стартовые позиции и депутатов, и губернаторской
стороны - равные. Исполнительной власти сегодня уже
каждый может предъявить претензии в "экономическом
катастрофизме", в провале идеи ориентированности на
развитие горно-металлургического сектора в ущерб рыбному
хозяйству, инновационному производству, сфере услуг
и прочее.
Законодательной власти можно предъявить претензии
в отсутствии осмысленности законотворчества, отсутствии
ориентиров работы, элементарного понимания нужности
точечных законодательных инициатив.
И это все на фоне сущностного неуважения собственного
Устава области, действующих законов, на фоне бодания
ветвей власти за дополнительные полномочия и непрозрачность
своей деятельности.
Так что есть о чем задуматься всем.
Дмитрий Коваленко, генеральный директор Центра социальных
и правовых исследований.
Петр Лановой, политолог, редактор Интернет-сайта "Северный
Оракул".